История традиционного китайского сада была бы неполной без упоминания о «небесных садах», «райских кущах» в европейской терминологии. Такие сады были у всех народов, были они и у китайцев.
В период династии Хань (206 г. до н. э. – 219 г. н. э.) параллельно с конфуцианством развивалась традиция, связанная с даосизмом. Элементы древних верований и культов китайского народа вобрали в себя религиозный даосизм, оформившийся в целостное учение на рубеже тысячелетий и существенно отличающийся от даосизма философского.
Даосская мифология - это своеобразное представление о мире-саде, который населяли чудодейственные растения, мифические животные, где были волшебные горы и подземные пещеры. Но самое главное – там обитали бессмертные небожители сяни - святые, которые согласно даосской мифологии обладали магической силой.
Сяни жили в далёких горах и были свободны от людской суеты и мирских забот. Они достигли бессмертия и постигли тайны природы. Пищей им служили цветы хризантемы и древесные грибы, а питьём роса, собранная на лепестках священных цветов.
Особое место занимали предания о расположенном далеко в горах, над девятью небесами, царстве-саде богини-матери Западного Неба - священной Сиванму. Считалось, что она живёт в роскошном дворце из мрамора и нефрита, окружённом огромным дивным садом, огороженным золотым валом.
В саду был целебный источник яошуй и нефритовый пруд яочи с золотыми берегами. От нечистой силы сад и дворец защищали двенадцать высоких башен и зубчатые стены.
Легенды повествуют о том, что в саду Сиванму росли цветы и деревья неземной красоты, трава, которая снимала усталость, чудодейственные персиковые деревья, которые плодоносили раз в три тысячи лет и дарили бессмертие.
Раз в год на день рождения Сиванму к ней прилетал её супруг – владыка Восточного Неба – Дунвангун. Их союз означал полную гармонию природы, так как Дунвангун олицетворял активное начало Вселенной – ян, а Сиванму – её пассивное начало – инь.
Прилетали гости: божество богатства с несметными сокровищами, божество счастья в халате голубого цвета, царь драконов, который повелевал всеми реками и морями. Гостей угощали необычными яствами и персиками бессмертия.
Так складывались первые представления о красоте райских садов бессмертных. Именно такие представления повлияли на формировании традиционных китайских садов этого и последующих периодов.
Даосские легенды также повествовали о трёх таинственных островах Восточного моря – Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, где росла волшебная трава, дарующая человеку бессмертие. Первый император Китая Цинь Шихуанди, веривший этой легенде, отправил на поиски этих островов огромный отряд юношей и девушек во главе с даосским магом. Но корабли не вернулись обратно. Вместе с тем, сама идея наличия чудо-островов, «небесных садов», дающих человеку вечное счастье и бессмертие, стала одной из доминирующих в жизни императоров ханьского периода.
Император У-ди (141-86 гг. до н. э.), стремясь придать зримую достоверность легенде о священном острове Пэнлай и садах Сиванму, в своём дворцовом саду создал озеро с плотинами, расчленяющими водное пространство на пять частей, символизирующих пять легендарных озёр мироздания. На озёрах были сооружены острова с нефритовыми скалами и деревьями, на которых зрел жемчуг
Предполагалось, что сходство со священными землями привлечёт бессмертных и они поселятся там, что и обеспечит бессмертие самому императору.
Именно во времена императора У-ди горы стали обязательным элементом традиционных китайских садов, а острова в центре озёр – символом долгой и счастливой жизни. Склоны рукотворных гор покрывались «волшебными» растениями. Персиковые, мандариновые и абрикосовые деревья также стали непременным атрибутом традиционных китайских садов.
Сады превратились в художественные произведения, идеальным миром, в котором красота природы, богатство и роскошь соединялись воедино, создавая иллюзию «небесного сада» небожителей-сяней. Со временем, искусство традиционных китайских садов пришло и в жизнь городов. Они стали украшать не только императорские дворцы, но и усадьбы богатых горожан.